Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+14°
Boom metrics
Общество30 августа 2011 12:10

В Беслане самый маленький заложник Сослан Доев идет в школу

1 сентября - 7 лет со дня захвата террористами бесланской школы № 1

6-летний Сослан Доев ни на шаг не отходит от своей мамы Фатимы. Даже в момент нашего разговора он сидит рядом смамой, держит ее за руку и внимательно рассматривает журналистов. В свидетельстве о рождении Сослана стоит дата - 3февраля 2005 года. Он самый маленький заложник бесланской первой школы, ведь будучи еще не рожденным, он в утробе матери побывал в самом бесчеловечном теракте современности.

- Мальчик очень подвижный, активный, но какой-то страх у него есть. Страх остаться одному. Наверное, он им еще в утробе заразился. Оно и неудивительно - такой стресс пережить, - вздыхая, говорит Фатима Доева.

...Утром 1 сентября 2004 года беременная Фатима Доева повела в бесланскую школу № 1 своего старшего сына Ацамаза. Мальчик перешел в третий класс. Пойти посмотреть на своего старшего брата попросился еще один сын Фатимы - 5-летний Давид. Все было как и положено в первый учебный день года: парадный костюм, огромный букет цветов для учителей. Они шли радоваться новому учебному году. Но по злой воле боевиков оказались в аду.

- Все было как в ужасном кино. Когда террористы что-то начали говорить о захвате, что мы заложники, я сперва не поверила. Но когда увидела высокого человека с бородой и когда он стал стрелять в воздух, вот тогда стало реально страшно. И тогда для меня стало самым главным не потерять своих детей, - с ужасом вспоминает женщина.

72 часа без еды и воды провела находящаяся на 22-й неделе беременности Фатима Доева вместе со своими детьми в маленьком спортивном зале школы № 1 Беслана. Будущих мам среди заложников было шесть. На них, как и на захваченных детей, террористам было наплевать. Изверги отказались передать заложникам воду и еду. И такой стресс не мог не сказаться на состоянии здоровья будущих детей.

- Салеймат Сулеманова, когда была в заложницах, о своей беременности не догадывалась. Срок был очень маленький. Но пережитый стресс все равно оставил свой след даже на новорожденном ребенке. У девочки Салимат, которая родилась уже после теракта, большое родимое пятно на лице, последствие стресса, - рассказывает заместитель председателя комитета «Матери Беслана» Анета Гадиева.

- Первый день захвата мы сидели тихо, на второй день чувство страха прошло. Очень хотелось пить, - продолжает Фатима. - Ацамаз и Давид вели себя мужественно, не плакали, обняли меня, легли мне на живот. После первых взрывов мы не смогли убежать, террористы этим воспользовались и загнали нас в столовую. Ко мне подбежал террорист и приказал, чтобы я около окна встала и кричала: «Не стреляйте! Не стреляйте!». Как посчастливилось вырваться живой из здания, объятого огнем, смертью, стонами, Фатима не помнит. В памяти у женщины лишь взрывы, пожар, бегущие люди, бой спецназа с террористами.

- Там был сплошной ад, - вспоминает Фатима Доева. - Все бежали куда могли. Хватали чужих детей. Во всем этом хаосе найти своих детей было очень сложно. Ведь для нас штурм оказался неожиданностью, мы не сидели, не держали детей за руку в ожидании, что нас вот так возьмут и отпустят. Слава Богу! Он нас уберег. Я и дети бежали по битым стеклам и камням, и ни одной царапины на нас не было...

Спустя несколько месяцев после трагедии в Беслане еще не родившегося Сослана Доева признали жертвой теракта.

- Нас и еще одну женщину - Аиду Арчегову, которая была с таким же сроком беременности, пригласил замгенпрокурора Шепель и сказал, что нам и нашим нерожденным детям в качестве исключения дают статус бесланских заложников.

…С тех страшных дней прошло уже семь лет. Жертвы Беслана с мужеством справляются со своим горем, показываявсему миру пример самообладания и выдержки. У всех беременных на тот момент женщин родились дети. Сегодняони готовятся идти в школу. Учиться малыши будут в новой первой школе. Пока в нулевом классе.

- В школу хочу очень, читать, рисовать. А еще я на плавание пойду, - делится своими планами на будущее маленький Сослан Доев. - А еще, когда вырасту, я стану олигархом. И буду бороться с террористами, - подумав, добавляет мальчик.

Фото погибших заложников так и висят на стенах спортзала...

Фото погибших заложников так и висят на стенах спортзала...

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН