Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество27 апреля 2017 9:30

Доходы поэтов и композиторов пошли в рост

Новое руководство Российского авторского общества ощутимо увеличило отчисления правообладателям
Павел ЧЕРНЫШОВ

Еще недавно Российское авторское общество (РАО) производило пугающее впечатление. Этакий «привет из 90-х», организация контрастов: руководство ее покупает замок в Шотландии и другие недешевые приобретения, а поэты, композиторы и другие правообладатели жалуются на нищенские отчисления. Но все это в прошлом. Прежний руководитель организации арестован. РАО возглавила новая команда управленцев, которая разгребает финансовые завалы, допущенные предшественниками.

О серьезных результатах работы антикризисных управленцев говорить пока рано, но тенденции видна. Новое руководство организации предпринимает массу усилий для повышения прозрачности работы организации и поднимает авторские отчисления на достойный уровень.

ГОДАМИ ПРИХОДИЛИ КОПЕЙКИ

Картина изменений в работе общества складываются из деталей. За подробностями мы обратились к самим авторам.

- В отношениях с РАО изменилось главное — поступки, - пояснил писатель, музыкант, актер Владимир Качан. - Раньше я знал, что мои произведения звучат на радио, телевидении и даже большой эстраде. Тем не менее мне годами приходили ничтожные копейки: рублей 400 раз в три месяца, а сейчас вполне реальные деньги. Организация начала исполнять свои прямые обязанности!

- Выплаты авторских гонораров увеличились значительно! - не скрывает оптимизма поэт Герман Витке, песни которого поют десятки исполнителей — от Богдана Титомира и Александра Иванова до Анжелики Варум и Льва Лещенко. - При Федотове, имея порядка 300 песен, я получал примерно 7 тысяч рублей в месяц. С приходом господина Дмитриева за минувшие полгода ежемесячные отчисления выросли под 60 тысяч.

Причем, как отметил композитор Игорь Зубков (более 800 песен, семь раз становился лауреатом премии «Песня года») существенно увеличились отчисления как за его произведения, так и за произведения отца — Валерия Зубкова (автора музыки к фильмам «Цыган», «Отцы и дети», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и многим другим).

Чего это стоило новому руководству РАО? Остается только догадываться. В бюджете общества от предыдущей команды управленцев осталась огромная дыра — 2,5 млрд рублей. Это долг перед авторами.

- Деньги бывшее руководство вывело через фирны-однодневки, - уточнил член Авторского совета РАО, поэт Александр Вулых.

В данный момент в организации проводится оптимизация расходов и продажа непрофильных активов. В том числе здания на Шелепихинской набережной и автопарка, который состоит из «Роллс-Ройсов», «Бентли» и других машин премиум-класса.

- Сейчас благодаря введению электронной системы управленческого учёта в РАО удалось снизить комиссию самого РАО с авторских отчислений до 30% с 35% - рассказывает член Ревизионной комиссии РАО, поэт Сергей Сашин.

7 РУБЛЕЙ ЗА ЭФИР

Разумеется, в вопросе авторских отчислений РАО есть к чему стремиться.

- В советское время на «авторские» люди жили, - вспоминает Игорь Зубков. - Мой папа, будучи композитором второго эшелона, получал 150 — 200 рублей в месяц. Вполне достойная зарплата в СССР! Но я понимаю, что дело не столько в РАО, сколько в системе учета. На закате Союза ее разрушили и не восстановили до сих пор.

Новое руководство авторского общества начинает внедрять систему FonMix, благодаря которой РАО сможет отслеживать использование произведений в заведениях общепита, торговых центрах и т.п.

Суть системы такова: создается максимально обширная музыкальная библиотека, пользователи которой смогут создавать интересующие их плей-листы. А соответствующее программное обеспечение в режиме онлайн будет передавать в РАО сведения о том, какие именно композиции и как часто были использованы.

- В тестовом режиме это уже работает. Но я слышал объективное мнение, что пока в базе очень мало музыки. Но вопрос наполнения – это рабочий момент, - говорит Евгений Кобылянский.

Кроме того, руководству организации придется поднять вопрос увеличения гонорарных ставок, которые не менялись не смотря на инфляцию и изменения курса рубля уже больше 25 лет.

- Как присылали телекомпании за эфир 7 рублей, так и присылают. Но это слезы! - говорит Герман Витке. - Решить вопрос по силам только правительству и законодателям. Думаю, Максим Дмитриев уже в ближайшее время выйдет к ним с такой инициативой.

СИСТЕМА СТАЛА ОТКРЫТОЙ

При предыдущем руководстве гонорарная ведомость РАО имела существенный перекос - подавляющую часть «авторских» получали всего несколько десятков человек. Проблема была в обезличенности многих финансовых перечислений. Деньги распределялись в соответствии с неким рейтингом, где самые большой куш доставался приближенным к верхушке организации авторам. А остальным приходилось довольствоваться «крошками» с «барского стола».

- В нашей стране есть традиция жить былыми заслугами. Человек может давно ничего не писать, но его все знают, и он по старой памяти получает кучу денег. Это неправильно, - считает Игорь Зубков.

К настоящему времени рейтинг в РАО отменен. Больше того, на сайте общества открыт Личный кабинет, где авторы получили возможность проследить какие его произведения, кем и когда были использованы, и сколько ему за это было начислено. Пока нововведение работает в тестовом режиме, но в ближайшее время заработает в полную силу.

- Можно говорить, что один из главных принципов работы нового руководства РАО — открытость к диалогу с авторами, - резюмирует Герман Витке. - Раньше возникающие проблемы решить было невозможно. У руководителя РАО даже не предусматривалось часов приема. Сейчас система стала открытой: можно выйти на связь и задать все вопросы непосредственно руководителю.