Премия Рунета-2020
Ярославль
+7°
Boom metrics
Интересное21 февраля 2017 9:09

Владимир Зубков: «Против меня сфабриковали уголовное дело, чтобы свести счеты»

Ярославский депутат рассказал, как оказался под следствием
Алла ДОБРОВА
Владимир ЗУБКОВ. Фото: из личного архива.

Владимир ЗУБКОВ. Фото: из личного архива.

Новость о том, что депутат муниципалитета Ярославля, председатель регионального отделения партии «Яблоко», известный адвокат Владимир Зубков попал под следствие, вызвала много неоднозначных суждений. А для его родных и друзей стала настоящим ударом.

В следственном управлении СКР по Ярославской области на днях предъявили Зубкову обвинение в фальсификации доказательств в суде по гражданскому делу и в покушении на мошенничество. По версии следствия, он намеревался взыскать со своего клиента Сергея Котова 2,5 миллиона рублей за юридические услуги, но предоставил в суд несколько подложных документов, выполненных путем монтажа. Именно в этом следователи и усмотрели корыстный умысел, проще говоря – мошенничество.

Но зачем профессиональному юристу с безупречной репутацией понадобилось влезать в какие-то аферы? И как теперь оправдать свое честное имя? Об этом наш разговор с Владимиром Владимировичем.

Если друг оказался вдруг…

История взаимоотношений Зубкова и Котова началась еще в 2007 году, когда после развода предпринимателю потребовалась помощь адвоката. Супруга оставила Котова практически без штанов.

- За несколько лет мне удалось вернуть ему половину совместно нажитого в браке имущества, и между нами не было никаких разногласий. Адвокатские услуги он оплачивал по результату, - рассказывает Владимир Зубков. – Едва мы отошли от гражданского процесса, как мой подзащитный стал фигурантом уголовного дела и оказался за решеткой. Следователи обвинили его в заказном убийстве 12-летней давности. Конечно, я взялся за это дело.

В 2011 году неожиданно возобновилось следствие по убийству директора одного из ярославских предприятий Сергея Терехова. Тогда в 1999 году расследование зашло в тупик и дело попало в разряд «висяков». И вдруг появился свидетель. И не простой, а «засекреченный» под вымышленной фамилией Суворов. Он-то и дал показания против Котова и бывшего сторожа его базы Смирнова. Якобы первый заказчик, второй – исполнитель. При этом никакого мотива. Оба отрицали свою вину, но их задержали, закрыли в СИЗО и стали выбивать признания.

- Я сразу понял - дело шито белыми нитками, Котов не виновен. Установил круг лиц, с которыми он общался в 1999 году и чудом вышел на того самого «засекреченного» свидетеля. Суворов на самом деле оказался неоднократно судимым Ермоловым. Выяснил также, что он давал показания по другим уголовным делам, к которым не имел никакого отношения, - пояснил адвокат. – Следователи идут на сделку с такими людьми, обещая разные преференции, вплоть до освобождения по УДО.

Зубков добился освобождения Котова из СИЗО, где тот провел в общей сложности 4,5 месяца и еще два года занимался его полной реабилитацией. За это время других дел не вел, поэтому и сумма гонорара набежала приличная – 1,5 миллиона рублей. Вот только с оплатой клиент не торопился.

За добро добром не платят

- Я знал, что на тот момент у Котова не было денег, бизнес развалился, поэтому согласился на отсрочку платежа на два года. Мы подписали при свидетеле акт выполненных работ и договор об отсрочке. Однако когда пришло время платить Котов пришел ко мне с неожиданным предложением. Попросил выдать ему квитанцию, что полтора миллиона он мне якобы заплатил, а деньги он взыщет с государства по реабилитации и вернет. Я ему отказал, ведь это чистой воды мошенничество.

Затем, по словам Зубкова, началось самое интересное. Его бывший подзащитный пытался выпросить подобную квитанцию у двух других адвокатов – Крупочкина и Роднова, но также получил отказ.

- Ему тяжело было с этим смириться, ведь государство компенсирует реабилитированным по уголовным делам все расходы. Не только моральный вред, но и оплату услуг адвоката, потери в бизнесе. Котов не смог заработать кругленькую сумму, из-за этого и возник конфликт, - объяснил Владимир Владимирович. – Он пообещал ославить меня на всю область, лишить адвокатского звания и написал жалобу в адвокатскую палату. Но все его обвинения признали необоснованными. Мои коллеги прекрасно понимали, что происходит. Человек, не заплатив деньги, просит квитанцию у трех адвокатов и у каждого на полтора миллиона рублей. Мне посоветовали обратиться в суд, чтобы остановить Котова. Цели взыскивать деньги с него не было, как правило, не принято судиться с клиентом какой бы он ни был. Основной целью было показать, что он не платил денежные средства и его рассуждения о якобы не выданной квитанции не имеют под собой почвы.

Пошла коса на камень

Депутат признается, что недооценил возможности своего бывшего клиента, за которого боролся столько лет, его связи среди экспертов, о чем он сам же рассказывал. И в суде начались странности.

- Я предоставил в суд документы с его подписями, но эксперты выдали неожиданное заключение. Якобы бумаги выполнены путем монтажа. Но монтаж — это не фальсификация, а способ изготовления документа. Все даты подлинные, подпись Котова тоже. Эксперты не смогли это опровергнуть, - говорит Зубков. – Пытался добиться повторной экспертизы, но в гражданское дело уже вмешался следственный комитет, посыпались запросы. И в итоге пришел следователь и изъял подлинники документов. Это противозаконно! Нельзя изымать из суда документы до вступления в законную силу решения суда. Таким образом, меня лишили возможности в апелляции заявить ходатайства в повторных экспертизах по документам, в которых необоснованно отказал суд.

А вскоре появилось то самое уголовное дело по факту фальсификации доказательств, на всю катушку завертелась следственная машина. Так из потерпевшего Зубков превратился в обвиняемого.

Сведение счетов

Месть - это блюдо, которое подают холодным. И Владимир Зубков не сомневается, что его хотят дискредитировать, убрать с дороги, как неугодного. Ведь следователи не любят адвокатов, которые портят им показатели и добиваются справедливости в отдельных случаях.

- Со мной просто сводят счеты за те дела, которыми сейчас занимаюсь. Во-первых, пытаюсь вытащить на свободу человека, получившего 19 лет за убийство, которое он не совершал. У меня есть неопровержимые доказательства. Во-вторых, отстаиваю права ярославца, обвиняемого в вымогательстве, пожилая мать которого пострадала от «оконных мошенников». По этому делу проходит 23 потерпевших ярославца. Тут следователи также использовали незаконные методы работы, - объяснил свою позицию Владимир Владимирович. – По моему делу не проводится объективного расследования. Даже для повторной экспертизы в рамках уголовного дела привлекли того же эксперта, который давал заключение по гражданскому делу. Разве он будет менять свое мнение? Я убежден в своей невиновности, поэтому буду бороться до конца.

Следствие по делу Зубкова еще продолжается, но уже сейчас понятно, что вольно или невольно следователь изъявший подлинники документов из гражданского дела поспособствовал «победе» Котова. Поскольку данные документы были изъяты из дела и по ним не возможно было назначить повторные экспертизы, апелляция по сути дела превратилась в фарс вместо повторного рассмотрения гражданского дела.

«По сути дела, я считаю, что следователь данными действиями по изъятию документов предрешил исход апелляционного рассмотрения дела в суде.

А само по себе возбуждение уголовного дела при таких обстоятельствах является незаконным».