Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Экономика23 ноября 2015 22:00

«Ледовые» технологии

Освоение Арктики - одна из приоритетных задач государственной политики России
Источник:kp.ru
Сердце атомных ледоколов - реакторные установки - разрабатывают и создают на ОКБМ им. Африкантова. Фото:  Предоставлено ОКБМ

Сердце атомных ледоколов - реакторные установки - разрабатывают и создают на ОКБМ им. Африкантова. Фото: Предоставлено ОКБМ

Возрождение Северного морского пути, добыча природных ресурсов, а также социально-экономическое развитие территорий - текущие и перспективные вопросы успешно решаются благодаря научно-техническим достижениям российской атомной отрасли.

В современном РИТМе

Единственная страна, имеющая более чем пятидесятилетний опыт эксплуатации целой флотилии атомных ледоколов, всегда была лидером в арктических исследованиях. Сейчас перед российскими учеными и производственниками поставлены стратегически важные задачи по созданию судов и плавучих АЭС, которые не только будут решать вопросы круглогодичной навигации, но также гарантировать энергоснабжение предприятий, населенных пунктов и промышленных комплексов в прибрежных районах.

Сердце атомных ледоколов - реакторные установки - разрабатывают и создают на ОКБМ им. Африкантова, одном из ведущих предприятий госкорпорации «Рос­атом» в Нижегородской области.

- Портфель заказов в 2015 году составил 15 млрд. рублей, из них 3 млрд. рублей - за строительство комплекта оборудования для реакторной установки «РИТМ-200». Она предназначена для головного универсального атомного ледокола нового поколения «Арктика», строящегося на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, - рассказывает заместитель директора по науке ОКБМ им. Африкантова Александр Бахметьев. - К 2019 году портфель заказов, по прогнозам, составит 24 млрд. рублей.

К этому времени планируется завершить поставки оборудования реакторных установок «РИТМ-200» для головного, первого и второго серийных атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60). Как подчеркивают на предприятии, все работы идут в графике.

Напомним, что ледокол нового поколения «Арктика» станет самым большим и мощным в мире. Его длина составит 173,3 метра, ширина - 34 метра, водоизмещение - 33,54 тысячи тонн. На судне будет установлена реакторная установка «РИТМ-200» с двумя реакторами тепловой мощностью 175 МВт каждый. Изготовлена она с учетом положительного многолетнего опыта работы судов прежнего поколения и дополнена современными решениями, которые делают установку более экономичной и простой в обслуживании. «РИТМ-200» отличается не только большей мощностью, но и повышенной безопасностью. Также повышают надежность, безопасность и экономичность интегрированная компоновка реактора, значительно повышенный энергоресурс активной зоны и другие конструктивные решения.

Подготовка к испытаниям крышки реактора. Фото: Предоставлено ОКБМ

Подготовка к испытаниям крышки реактора. Фото: Предоставлено ОКБМ

Что касается самого ледокола, он обеспечит круглогодичную проводку танкеров, сухогрузов и других транспортных судов к местам разработки полезных ископаемых на арктическом шельфе. А его ширина, по словам специалистов предприятия, выбрана с учетом возможного использования в качестве линейного ледокола в Западном секторе Северного Ледовитого океана и проводки крупнотоннажных транспортных судов. Также он будет решать задачи обеспечения стратегической навигации на всем протяжении Северного морского пути.

- Важным преимуществом универсального ледокола нового поколения по сравнению с предыдущими поколениями является возможность работы как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек благодаря двухосадочной конструкции судна. Набрав балластные цистерны водой и осев на 2 метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно уменьшает осадку и может работать как мелкосидящий ледокол, - говорит начальник отдела разработки судовых ЯЭУ Алексей Пахомов.

Лидер для Арктики

Как рассказывает Александр Бахметьев, в этом году предприятие провело значительную модернизацию, а также развивало экспериментальную базу и готовилось к изготовлению уникального оборудования. В частности, сейчас на ОКБМ строится новый цех по производству парогенераторов. Планируется, что сдан он будет в 2017 году, а производительность составит 8 парогенераторов для ледоколов в год при работе в одну смену.

Говоря о ледоколах, нельзя не рассказать о перспективном российском атомном суперледоколе «Лидер», который будет круглогодично работать в высоких широтах в Арктике и обеспечивать решение государственных и бизнес-задач. Именно он призван окончательно закрепить лидерство России в освоении Арктики.

- Эскиз реакторной установки для «Лидера» уже выполнен нашим предприятием, - говорит Алексей Пахомов. - Установка «РИТМ-400» будет в два раза мощнее, чем «РИТМ-200». Также ее оснастят самосрабатывающими устройствами и системами безопасности, функционирующими без участия человека и не требующими энергии извне.

Следующим этапом работы над реакторной установкой для ОКБМ им. Африкантова будет разработка технического проекта, и она, по словам нижегородских специалистов, начнется уже в ближайшее время.

Отправка деталей реакторной установки «РИТМ-200». Фото: Предоставлено ОКБМ

Отправка деталей реакторной установки «РИТМ-200». Фото: Предоставлено ОКБМ

Кстати

Проект реакторной установки для гражданского судна - первого атомного ледокола «Ленин» - был разработан на ОКБМ в 1955 году. С 1959 по 1989 год продолжалась его арктическая навигация. За эти годы ледоколом было проведено во льдах 3700 судов, а также подтверждена высокая эффективность использования ядерной энергии на судах ледокольного флота.

Успешная эксплуатация первого атомного ледокола положила начало развитию новой отрасли - атомного судостроения. В период 1975 - 2006 годов в стране было построено еще 8 атомных ледоколов: «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы» и океанский лихтеровоз-контейнеровоз усиленного ледового класса «Севморпуть».