“Трансаэро” хотя бы успела отлетать бархатный сезон. Коллапс случился в октябре, когда на туристическом рынке затишье
Фото: REUTERS
Да, самолетами “Трансаэро” мы летали и в командировки, и к родным. Но две трети пассажиров она возила на курорты! “Трансаэро” очень плотно сотрудничала с туроператорами. Причем с такими гигантами, как “Библио Глобус” и “НТК Интурист”. “Библио Глобус” в прошлом году отправил самолетами “Трансаэро” 2, 3 миллиона отпускников.
Именно “Трансаэро” первой запустила чартеры в Мексику, иорданскую Акабу, на Ямайку... На такие смелые и рискованные эксперименты другие не решались.
На этот зимний сезон туроператоры уже распланировали программы с расчетом на рейсы давнего партнера, начали путевки продавать. В Египет и Таиланд, Доминикану и Гоа, в Сочи и Минеральные Воды, горнолыжные курорты Европы...
Кто теперь повезет туристов? Не рухнут ли вслед за авиакомпанией и туроператоры? А кто успел улететь на курорты – вдруг обратные рейсы отменят? Все ж помнят, как сотни тысяч отпускников оказались в заложниках у турфирм-банкротов!
Вопросов много. И не случайно в совещаниях о судьбе “Трансаэро” участвуют не только чиновники Минтранса и Росавиации, но и Ростуризм, и Ассоциация туроператоров России.
Что будет с теми, кто купил тур с перелетом “Трансаэро”?
Безусловно, могло быть хуже. “Трансаэро” хотя бы успела отлетать бархатный сезон. Коллапс случился в октябре, когда на туристическом рынке затишье. Но тем не менее: у одного только “Библио Глобуса” на начало сентября было продано 200 тысяч туров с перелетом на рейсах “Трансаэро”! Туроператор успел заплатить перевозчику 4,5 миллиарда рублей.
Пока из реальных проблем – лишь серьезные задержки нескольких пляжных рейсов. Многих туристов, как и других пассажиров, пересаживают на самолеты “Аэрофлота”. В Ростуризме уверяют, что счуть не пофамильно, в ручном режиме, следят за судьбой отпускников с билетами “Трансэро”, сверяют данные с турфирмами и Росавиацией, чтобы все улетели на отдых и прилетели домой. Пока удается.
Скандалом запахло на прошлой неделе, когда “Библио Глобус” заявил: до 24 октября туристов с билетами “Трансаэро” возим, а у кого вылеты позже – извините, аннулируем. “Отсутствует возможность исполнить обязательства”. В переводе на простой язык это означает – никто никуда не летит. Многие эксперты сочли это признанием в том, что “Библио Глобус” готов идти по скользкой дорожке вслед за “Трансаэро”.
Но в этот раз обошлось - к выходным договорились, что “Библио Глобусу” на два месяца выделят дальнемагистральные “Боинги 777” из парка “Оренбургских авиалиний” (входит в группу компаний “Аэрофлот”). И всех туристов, оплативших отдых вплоть до 15 декабря, на курорты отвезут. Гендиректор “Библио Глобуса” Александр Туголуков назвал решение “Аэрофлота” “рукой помощи в сложнейшей ситуации”.
Остается вопрос с теми, кто купил путевки на Новый год. Но таких не очень много. И время еще есть, чтобы подобрать новые варианты перелета.
Будет ли дефицит билетов на курорты?
Вряд ли. Сейчас в экономике не та ситуация, чтобы народ стоял в очередь за турами в Доминикану или Мексику – спрос на дорогие путешествия упал. А на коротких рейсах, в Египет или Сочи, замену найти проще.
Другой вопрос, что летать станет дороже. Точнее, уже стало. “Трансаэро” с его сравнительно низкими тарифами конкурентов держала в тонусе. А сейчас оставшиеся на ее маршрутах авиакомпании могут диктовать условия: или по нашим ценам летите, или сидите дома.
Ложка меда в бочке авиадегтя – на европейских маршрутах ситуацию может смягчить “Победа”. Единственный отечественный лоукостер собирается открыть рейсы в Старый Свет. Загвоздка в том, что по закону надо два года отлетать по России, а уж потом претендовать на заграничные маршруты.
Но только что Минюст одобрил поправки, которые позволят “Победе” не дожидаться “совершеннолетия”. А Минтранс выдал разрешение на полеты в Зальцбург, Верону, Бергамо, Шамбери, Братиславу, Кельн, Дрезден.
Билеты пока не продаются, но опыт российских маршрутов “Победы” вдохновляет: цены могут быть выгодными. А экономии ради точно найдутся желающие мириться с “победными” неудобствами: за багаж надо платить отдельно, а в полете не кормят.
Не добьют ли проблемы “Трансаэро” туротрасль?
Вся туристическая отрасль на нервах – это еще очень мягко сказано. Под открытым письмом в правительство России подписались 4,5 тысячи турагентств. Смысл – не дайте рухнуть “Библио Глобусу”, главному заказчику курортных чартеров “Трансаэро”:
“Это будет непоправимый удар для всей туристической отрасли, который неминуемо приведет к беспрецедентным по числу и масштабу банкротствам туристических компаний”. “Средств для возврата денег туристам и партнерам-агентам за несостоявшиеся полеты туроператор не имеет, поскольку речь идет о сумме в 2 млрд рублей, уже переведенной в авиакомпанию... Туристы захотят предъявить свои претензии турагентствам, которым они оплачивали туры – это порядка 10 тысяч партнеров. Почти все они – субъекты малого бизнеса, небольшие семейные компании, индивидуальные предприниматели из разных регионов России. Абсолютному большинству также грозит разорение”, - уверяют авторы письма и просят правительство срочно вмешаться.
В письме описан самый мрачный сценарий. Сейчас уже можно выдохнуть, хотя бы на время. Самолеты “Библио Глобусу” выделили. Но в любом случае ситуация с “Трансаэро” - еще один удар по имиджу отрасли. Кто ж будет разбираться, что виноваты-то тут вовсе не туркомпании.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Деньги за билеты вернут, а осадок останется
В какой ситуации те, кто планировал путешествие сам, без помощи турфирм? И успел купить билеты “Трансаэро” до того, как стало известно о ее проблемах?
- Если вылет (или даже только обратный рейс) после 15 декабря – деньги за билет возвращают полностью. Обращаться нужно в офис на “Павелецкой” в Москве или в офисы авиакомпании в других городах.
- А если вы покупали билет не напрямую в авиакомпании, а в агентстве, в том числе онлайновом? Тут ситуация сложнее. “Трансаэро” пеняет на агентов, которые отказываются отдавать деньги несостоявшимся пассажиром – мол, назвались груздем, комиссию получили, а теперь в кусты.
Агентства в недоумении: и рады бы, но как? «Мы не можем это сделать технически, в глобальных системах бронирования для перевозчика с кодом UN (“Трансаэро”) закрыта функция возврата. В соответствии с законодательством РФ авиакомпания имеет право поручить агенту проведение возвратов, обеспечив его денежными средствами. В противном случае пассажир все равно должен обращаться к перевозчику. “Трансаэро” не оставляет билетным агентам выбора, как только вернуть деньги за авиабилеты из своих средств, или в случае отказа потерять доверие клиентов», - разъяснил “Комсомолке” свою позицию Владислав Шевцов, гендиректор онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com.
“Авиакомпания «Трансаэро» готова взять на себя обязательства по возврату денежных средств за авиабилеты, оформленные агентами, ...если пассажир оформил заявление на возврат у агента и получил отказ”, - обещают в авиакомпании. Так что деньги в итоге люди получат, но времени и нервов потеряют кучу. Да и планы насмарку, особенно если летели на Новый год – сейчас-то билеты стоят совсем других денег!
- Рейсы до 15 декабря должны быть выполнены либо пассажирам предложено пересесть на самолет другой авиакомпании – чаще всего “Аэрофлота”. Если рейс отменен и альтернативный вариант не устривает, деньги также возвращают.