Банки навязывают омичам свои услуги на каждом углу. Но не предупреждают, что ждет человека, если он не сможет гасить долг
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Представьтесь, пожалуйста.
- Деньги через час принеси, если хочешь, чтобы с твоей матерью все было в порядке.
- Ваше имя.
- Когда твоя мать будет верещать, а я буду наносить удар за ударом, тебе будет важно, как меня зовут?!
Этот диалог мог быть отрывком из голливудского триллера. На самом же деле это реальный разговор с сотрудником банка 25-летнего омича, не сумевшего расплатиться по кредиту. Самое ужасное, что звонивший назвал фамилию и имя своей будущей жертвы, ее домашний адрес.
А ведь просрочил мужчина всего-то 6 тысяч рублей. На что еще готовы банки за свои кровные - выясняла «Комсомолка».
«Я БУДУ НАНОСИТЬ ЕЙ УДАР ЗА УДАРОМ…»
Андрей Иванько - обычный парень из Исилькуля. Год назад он решил взять кредит. Хотел сделать родителям в доме ремонт и заодно свои финансовые трудности поправить. Зашел на сайт банка «Русский стандарт», оформил заявку на 100 тысяч рублей - ее тут же одобрили. Причем на, казалось бы, неплохих условиях: нужно было каждый месяц платить всего несколько тысяч.
Полгода заемщик делал это исправно. Но вскоре появились проблемы: парень остался без работы. Перебрался в Омск, снял угол и устроился в автосервис. Деньги тут же стали уходить на оплату жилья - рассчитываться с банком пока было нечем. Андрей работал, за месяц-другой долг поднакопился, и кредиторы решили не «ждать у моря погоды». Из банка начали настойчиво звонить. Сначала говорили вежливо, потом стали откровенно хамить и даже угрожать.
Вскоре состоялся тот самый разговор. Мужчина на другом конце провода явно измененным грубым голосом чуть ли не кричал в трубку:
- Я буду наносить твоей матери удар за ударом!
- Куда деньги принести, скажите? - пытался прервать разговор не на шутку перепуганный должник.
Однако звонивший, и не думая останавливаться, назвал фамилию и имя пожилой женщины, ее точный адрес. С ужасом Андрей услышал номер родного дома в Исилькуле, где, ничего не зная об угрозах, живет мама.
Когда звонивший закончил прессинг и бросил трубку, парень обратился к юристу. По совету специалиста договор с банком был расторгнут через суд. Пугающие звонки прекратились, и омич выплатил оставшуюся сумму.
ВСЮ НОЧЬ СВЕТИЛИ В ОКНА ФАРАМИ И НАЗВАНИВАЛИ РОДНЕ
Антиколлекторы рассказывают множество историй, в которых «вышибалы» переходили от слов к делу: караулили должников на улице и бросали в них снежками или всю ночь звонили по телефону и молчали в трубку; ночь напролет светили фарами в окно частного дома; разбрасывали по соседским почтовым ящикам информацию о должнике; приходили к продавщице на работу и, стоя в очереди, громко, во всеуслышанье, требовали вернуть банку кредит. Их задача - психологически задавить замемщика. Бороться с такими «выбивателями» сложно: под действие Уголовного кодекса они в теории не попадают. Незнакомым с юридическими тонкостями должникам сложно бороться с нечестными кредиторами. Коллекторы узнают о человеке все: что есть в собственности и как клиент платит налоги, за что его штрафовали и каким телефонным номером пользуется. Бывает и такое: человек меняет сим-карту - и уже через день ему звонят на новый телефон. Этих сведений в банке клиенты о себе не оставляют, а значит, налицо нарушение закона о персональных данных. А еще рассказывают: не проблема для коллекторов получить распечатку входящих-исходящих звонков с мобильного. Тому, с кем чаще всего общается заемщик, и начинают звонить. Просят «повлиять» на должника, заставить его рассчитаться с банком. И названия у фирм не абы какие - все крупные, известные, у омичей на слуху! Но все пользуются одними и теми же приемами. Иногда чужие долги просто продают коллекторским фирмам.
Тем, кто оказался в кредитной кабале и страдает от «выбивателей», правозащитники советуют: что бы вам ни говорили, как бы ни угрожали, не нужно паниковать.
В любой ситуации есть законное и верное решение.
- Вы клиент. Банк едва ли не умоляет вас заключить с ним договор и живет за ваш счет, а значит, нельзя быть рабом финансовой организации, - говорят специалисты.
Фамилии и имена героев публикации изменены.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Юрист в области прав и защиты интересов заемщиков Григорий ЛОГУНОВ:
- Как только пошли первые звонки, нарушающие права заемщика, следует прийти в банк, где вы взяли кредит, с заявлением. В нем нужно попросить изменить или отозвать персональные данные, какие указали при заключении договора. Отказать вам не могут, потому что это право вам гарантировано законом.
Затем следует обратиться с заявлением о расторжении договора: пока он в силе, за каждый просроченный день капает немаленький процент! Если в течение 10 дней не ответили или отказали, смело идите с заявлением о расторжении кредитного договора в суд. Сделать это может не только банк в одностороннем порядке, но и сам получатель услуги - заемщик. Суд решит взыскать только сумму основного долга с причитающимися процентами, которые были предусмотрены условиями договора. Неустойка будет снижена до установленного законом минимума. Суд передаст исполнительный лист приставам. Больше 50% официальной (!) зарплаты они удержать не смогут.
Если, не дай бог, вам угрожают по телефону, стоит обратиться в любой правоохранительный орган: прокуратуру, следственный комитет или полицию. Если звонят после 11 вечера или разглашают ваши персональные данные - в Роспотребнадзор.