Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды26 июня 2015 19:26

«Лузеры» и проигравшие

На ММКФ выиграло российское, болгарское и казахское кино [фото, видео]
Главный приз фестиваля достался болгарской картине «Лузеры»

Главный приз фестиваля достался болгарской картине «Лузеры»

Фото: кадр из фильма

Жюри под предводительством постановщика «Имени розы» и «Врага у ворот» Жан-Жака Анно отметило две российские конкурсные картины из трех. Ничего не досталось только самому радикальному фильму конкурса, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе — мучительной драме из жизни немецких специалистов на советском военном заводе в преддверии Второй мировой войны. Всего лишь третья режиссерская работа выдающегося сценариста Миндадзе потрясает достигнутой им невероятной «технической» изощренностью — при том, что рассказывать «кондиционную» историю этому суперпрофи совершенно неинтересно. За подобный радикализм пришлось расплачиваться — сначала мимо этой абсолютно европейской по качеству и исполнению, даже снятой на немецком языке, но при этом для многих совершенно непроницаемой картины прошли все главные европейские фестивали, теперь ее игнорировало вполне европейское жюри ММКФ.

Самому радикальному фильму конкурса «Милый Ханс, дорогой Петр» ничего не досталось

Самому радикальному фильму конкурса «Милый Ханс, дорогой Петр» ничего не досталось

Фото: кадр из фильма

Не столь актуальные по форме и содержанию российские картины, наоборот, были им оценены. Спецприза жюри удостоился «Арвентур» Ирины Евсеевой. Эта анимационная, но с участием живых актеров, вольная экранизация Александра Грина — типичный образец «фестивального» кино петербургского розлива: талантливо, изящно, очень красиво, непонятно зачем и для кого сделано, не ведет ни вперед, ни назад, а только толкает в упоительный сон. Совершенно бесполезный в хозяйстве анахронизм «а ля рюсс».

Спецприза жюри удостоился «Арвентур» Ирины Евсеевой

Спецприза жюри удостоился «Арвентур» Ирины Евсеевой

Фото: кадр из фильма

Елена Лядова, известная прежде всего по работе в картинах Андрея Звягинцева «Елена» и «Левиафан», была справедливо названа лучшей актрисой за необычную для нее острохарактерную роль в забубенной фантасмагории «Орлеан» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова. Лядова играет похотливую парикмахершу, истребившую «целый детский сад» в череде непрерывных абортов — за этот грех ее намеревается жестоко наказать таинственный экзекутор, включивший «морально-нравственный роуминг» (Виктор Сухоруков). Экзекутор по фамилии и имени Павлючик - существо воландовской породы, но отнюдь не столь демоническое и скорее страдательное. Вместе с другими грешниками парикмахерша решает избавиться от носителя несвойственных ей мук совести — распилить его прямо на арене цирка. В картине Прошкина, подпорченной старомодным морализмом сценария, прекрасно работают практически все актеры — от Виталия Хаева до Павла Табакова, но Лядова в этом ансамбле солирует и потому побеждает.

Елена Лядова была справедливо названа лучшей актрисой за роль в фильме "Орлеан"

Елена Лядова была справедливо названа лучшей актрисой за роль в фильме "Орлеан"

Фото: кадр из фильма

За мужскую роль вознагражден Еркебулан Даиров, исполнитель главной роли в казахской картине «Шлагбаум» - простенькой, но запоминающейся параболе о социальном неравенстве. Главный герой управляет шлагбаумом на въезде в богатый дом, делает это довольно плохо, чем раздражает сынка нефтяного магната, в нем проживающего. Разборка между ними заканчиваются кроваво, о чем заранее предупреждает висящее на стене ружье: казахский дебютант — отнюдь не Миндадзе, и работает по ученическим прописям. Но моралите, пусть и копеечное, о необходимости хоть каких-то социальных лифтов во времена звериного капитализма совершенно не кажется лишним. А еще в картине есть настроение и атмосфера, что важнее сюжета.

Напоминают о том, что ММКФ — все же не совсем фестиваль кино стран СНГ, несколько оставшихся призов. Так, главный приз фестиваля достался болгарской картине «Лузеры» Ивайло Христова. Весь ужас существования молодежи в Болгарии воплощен в ней в достаточно художественной форме, с отсылками к Аки Каурисмяки и Рою Андерссону, но при этом вполне оригинально. Приз за лучшую режиссуру отошел датчанке Фредерикке Аспек за стандартную бытовую мелодраму «Росита» - о филиппинке, выписанной в Данию стосковавшимся по женской ласке вдовцом, но неожиданно приглянувшейся и его взрослому сыну.