Андрей Панин: Я ненавижу женщин, как алкоголик - водку
Еще года три назад об Андрее Панине публика имела весьма смутное представление. Но появились «Граница. Таежный роман», «Каменская», «Семейные тайны» - и о Панине заговорили. Сейчас его хотят снимать все, и иногда складывается ощущение, что Панин просто не вылезает из «ящика». Он появляется чуть ли не в каждом приличном сериале, но - удивительная вещь - это не раздражает. Ну, просто актер хороший.
В «Бригаде» все шакалы. Я тоже
- Интервью - это часть вашей профессии?
- К сожалению. Но вымысла в них - 90%.
- Отчего же? Я прочитала все ваши интервью в Интернете. Не хочу обидеть актеров, но высокий интеллект в них читается. Разве такое выдумают журналисты?
- Пишут, что я был в белом свитере. А у меня никогда не было белого свитера!
- Вы такой реалист?
- Пусть пишут правду. Это увлекательнее. Они умеют так расставить акценты, что полная правда как-то трансформируется. Как в предложении «Казнить нельзя помиловать». Одна запятая - и смысл меняется.
- А я вот прочитала в вашем интервью любопытную вещь...
- Меня удивляют те, кто «узнает» обо мне из интервью что-то новое. Говорю своей сестре: «Слушай, самая читающая нация, ты мне доверяешь или газете?» Или - жене: «Ты со мной живешь девятый год и этому поверила?» Доверчивость моих близких к печатному слову я понять никогда не смогу! И потом, интервью - это практически всегда дежа вю. Такое впечатление, что это все я уже говорил. Спрашивают: «Почему вы все время играете злодеев?» Я в ответ: «Из 28 фильмов, в которых я снимался, сколько видели вы?» В ответ - пауза. Все помнят сериалы. Не отрицаю, известность пришла ко мне из «ящика». Но в «Границе» я разве злодей? В «Семейных тайнах» моего героя кинули на долю в бизнесе. В таких случаях просто нанимают взвод автоматчиков и расстреливают. Но мой герой пытается разобраться с их семейкой. Конечно, борясь со злом, человек сам становится его частью. Известная притча: тот, кто победил дракона, сам становится драконом. В «Бригаде» у меня убили брата, я за него вступился. А кто там хороший? Все шакалы. Торгуют оружием в Чечне. Эти рассуждения о зле - трафаретные.
- Все в конечном итоге определяется поступками героев.
- Если мы начнем разбирать поступки Штирлица... Человек, работающий во внешней разведке, это изначально двойной агент. Чтобы немцы принимали его за своего, ему надо дозированно продавать интересы своей страны. Но при этом Штирлиц вроде как обладает положительным обаянием.
Гордон - подлец. В хорошем смысле
- А кем из женщин вы восхищаетесь?
- Круче Новодворской я не знаю никого. Я так люблю ее! Только она появляется на экране, я все бросаю и смотрю, разинув рот. Она настолько неожиданная, остроумная. Или вот Татьяна Толстая. Ее футуристический роман «Кысь» - шикарная, гениальная вещь. Просто бред! Все остальное мне нравится меньше. Может, она автор одной вещи, однако это не умаляет ее достоинств.
- А к Толстой и Смирновой на ток-шоу «Школа злословия» вы бы рискнули пойти? Они ведь злые такие тетеньки.
- Это ничего страшного. То есть страшно, конечно, попасть на этот язычок. Но это шоу становится интересным именно в моменты пикировки. Я вообще-то не готов в такой форме разговаривать. Другое дело смотреть со стороны их дискуссию с Александром Гордоном. Он из любой ситуации выкрутится! Известный в хорошем смысле подлец, провокатор и Гапон русской журналистики. Представить себя на его месте? Что я полемист, что ли? Хотя иногда меня разбирает любопытство, и вообще хотелось бы с удовольствием чем-то поделиться.
- К МХАТу у вас ностальгия есть?
- Театр - это подвижное живое дело, тепленькое что-то такое. Нет того театра, в который я пришел. Я присутствовал при очередном потоплении этого «Титаника». Его поднимают, а он опять тонет. Эта история - абсолютная «Санта-Барбара». Московский художественный академический цирк не может исчезнуть, а будет существовать всегда, как пирамида Хеопса. Театры должны рождаться и умирать. Но здание-то есть. Не взрывать же его. Вся проблема в здании.
- Вы в себе через актерство открываете что-то новое?
- Я в себе подтверждаю какие-то смутные подозрения.
- А в Бога вы хоть верите?
- Смысл? Никакого. Я не верю во все эти постулаты пресловутого Создателя, чтобы он нас поместил в лоно постоянного кайфа. Как говорит герой Бабеля: «Вы верите в Бога?» - «Пусть в него верит тот, кто выиграл 200 тысяч». Разве я похож на сумасшедшего? Если и похож, то лишь внешне, это отпечаток актерской профессии. Ведь актерство - дозированное сумасшествие. Нажатием кнопки актер и вызывает его в себе, и выключает. Не можешь остановиться - везут в Кащенко. Трудная профессия. За это нам деньги и плотют.
Сниматься в постельных сценах - подвиг
- Вы сказали как-то, что талант - главное, что вас восхищает в женщине. Ваши критерии так высоки?
- Конечно. Вообще я ненавижу женщин, как алкоголик - водку: умом понимаю, а оторваться не могу. Все зло в моей жизни - от них. Глядя на некоторых, иногда думаю: «И почему это существо меня волнует, хотя вполне очевидно, что я умнее, интеллигентнее, красивее и добрее?» Это свинство, заложенное природой. Это меня немножко бесит.
- Как вы относитесь к эротическому искусству?
- Меня раздражают эротические фильмы с мнимой любовью и последующей за ней эротикой. Предпочитаю смотреть жесткое порно. Хотя на самом деле гораздо более интригует не раз-девание, а о-девание. Например, описание Гоголем женского кокетства в «Мертвых душах» - безумно эротично! Он пишет об искусстве женского одевания: «Какое это чуткое и тонкое искусство. Вот тут шарфиком чуть прикрыла - и кажется, что за ним самая-то погибель и есть. А если все это убрать, то никакой погибели там и не будет. Эта погибель кажущаяся». По-моему, очень изящно сказано. Это и есть высочайшее эротическое искусство - умело скрыть.
- А каково это - играть любовь перед камерой?
- Это самое сложное для актера - любовь и все, что с ней связано. Симулировать можно, но это не интересно. Сниматься в эротической сцене всегда экстремально. Если лето, то обязательно жара. Смахиваешь с себя ежесекундно пот, прижимаясь к потному телу ненавидящей тебя партнерши. Рядом колено оператора и глаза режиссера. А тебе надо изображать немыслимую страсть. Это очень тяжело. Надо памятник ставить тому, кто делает это с удовольствием.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Андрей Панин родился в Кемерове. Занимался боксом. Работал ди-джеем.
Учился в пищевом институте на инженера-технолога. С ужасом представляет, что было бы, если бы на этом его карьера закончилась: «До сих пор бы пирожки на конвейере воровал».
Приехал поступать в театральный институт в Москву, поступал 4 года подряд, пока не был принят в Школу-студию МХАТ. Занимается театральной педагогикой. Работал во МХАТе 10 лет, был одним из ведущих актеров. Сейчас много снимается, играет в антрепризах. Прекрасно рисует. Говорят, что его работы копируют и успешно продают на Арбате.
Жена, актриса МХАТа Наталья Рогожкина, говорит о нем так: «В нем много хорошего и не очень. И все вместе это дает замечательное сочетание!»